КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

 

ГЛАВНАЯ
ПРОЗА
ДРАМАТУРГИЯ
ПОСТАНОВКИ
ТЕАТР И КИНО
Любые предложения о публикациях, постановках, а также заказы на создание новых произведений для театра, кино, ТВ и проч. будут обязательно и со вниманием рассмотрены.
Автор вступает в переписку с заинтересованными лицами.
 

Все произведения охраняется законом об авторском праве и зарегистрированы в Российском авторском обществе. Использовать их разрешено только с ведома автора и после согласования с ним. Любое не санкционированное автором использование текстов для публикации, постановки в театре, на эстраде и т.п. преследуется по закону!
АВТОР - А НУЖЕН ЛИ

По сообщениям в СМИ в конце 2007 года 10,5 тысяч голли-вудских сценаристов вступили в борьбу за свои права. Они добивались увеличения вознаграждения за сценарии для ки-но и телевидения. Сценаристы объявили о своих требовани-ях – это авторские отчисления за продаваемые DVD, а также видеопродукцию, распространяемую в Интернете и других новых медиа-форматах.

С чего начинается кино? Для человека, который сидит в кресле зрительного зала, ответов несколько: со знаменитых актеров, амбициозных режиссеров, красивого зрелища, интересной истории и пр. Для людей, которые находятся по другую сторону, кино однозначно начинается с денег. Только все они будут бить себя в грудь и клясться родной мамой, доказывая, что кино начинается с ИСТОРИИ. Не верьте им. Это ЛОЖЬ! Так бывает только тогда, когда историю придумывает продюсер, который и сам се-бе режиссер, и сам себе финансист, и сам себе прокатчик. Но и он, однако, норовит запустить руку в государственный бюджет и выбить на свои фантазии из государственного кармана финансирование. И, что самое удивительное, находит в лице чиновников, призванных помогать талантливым художникам в реализации художественных планов, настоящих покровителей. А зрители неподдельно удивляются качеству этого «искусства» и задаются про-стыми вопросами: зачем такое получает господдержку, и когда возродится наше ВЕЛИКОЕ КИНО? При сегодняшней постановке дел в кинематографической области – НИКОГДА! Вместо того, чтобы производить (а кино – производство) СОБСТВЕННУЮ продук-цию, наши чиновники и руководители теле- и кинокомпаний вынуждают авторов и режиссеров следовать дорогой, размеченной Голливудом. Делай, как они, и будь, что будет! А будет – известно что - стрелялки, страшилки, догонялки и кривлялки. Неискушенный зритель уверен, что гадкое кино придумывают гадкие АВТОРЫ, ко-торым надо поотрывать руки-ноги, чтобы у них отпала всякая охота порочить нашу жизнь и пугать население. И невдомек этому зрителю, что любой Автор мечтает (и старается в меру сил и способностей) придумать НАСТОЯЩЕГО ГЕРОЯ, показать ПРАВДИВЫЕ, а не высосанные из пальца ТРУДНОСТИ, подвергнуть персонажей ПОДЛИННЫМ ИСКУШЕНИЯМ и заставить испытывать их ЕСТЕСТВЕННЫЕ, а не картонные, ЧУВСТВА. Все это со стороны кажется, нет, конечно, не простым - любое дело требует напря-жение способностей, умения и везения, но достижимым для настоящего профес-сионала. Так бы и происходило, если бы не одно НО. И это НО – огромно. Оно на-зывается АВТОРСКИЙ ДОГОВОР. И заключают его в кино с одной стороны – сце-нарист, а с другой… Вот с этой-то другой все лукаво. Сторона эта не просто – сторона – КРЕПОСТЬ. В прямом переносном смысле слова. Ее и взять нелегко, и устраниться невозможно. Любой Автор, который хотя бы однажды ставил дрожащей рукой закорючку подпи-си под таким договором, уже никогда не сможет спать спокойно с полным сознани-ем того, что он – СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК СВОБОДНОЙ СТРАНЫ. Как бы не так! Подписавший Авторский договор Автор становится РАБОМ в полном и окончательном смысле этого слова. И ни Российское государство, ни Российская конституция, ни Российский закон об Авторском праве несчастного АВТОРА не защищают от произвола кино- и телекомпаний. Как это ни странно и не горько, все государственно-правовые структуры РФ, в том числе – и особенно - Российский закон об Авторском праве защищают не наш, а их ГОЛЛИВУД. Только о его правах и доходах беспокоится Российская фемида. Толь-ко его деятели имеют право и на гонорар, и на отчисления от проката, и на часть дохода от производства сопутствующих товаров. Наш же Автор – раб на галерах – виноват перед всеми уже самим фактом собст-венного таланта. Пишешь – вот и будь любезен отвечать за это перед Богом и людьми, читай – продюсерами. Не верите? Познакомьтесь с выдержками из стандартного договора, который вынужден подпи-сывать с разными студиями любой Автор. Новостные западные телеканалы это на-зывают NO COMMENTS: 1.3. Имеется понимание Сторонами, что творческий вклад Сценариста в Фильм не ограничивается передачей прав на Сценарий и подразумевает уча-стие Сценариста при необходимости в изменении и/или дополнении Сцена-рия и совершения иных действий, связанных с кинематографическим во-площением Сценария. Что это за «иные действия» договор умалчивает. Хотя, казалось бы, все ясно: ак-тер играет, режиссер – руководит постановкой, директор - следит за бюджетом, а сценарист ПИШЕТ ИЛИ ДОПИСЫВАЕТ СЦЕНАРИЙ. Может, он должен помогать считать деньги или размещать съемочную группу в гостинице? Не понятно, просто «иные». 1.4. При заключении настоящего Договора Сценарист понимает, что Продю-сер несет финансовые затраты по производству Фильма и отвечает за риск коммерческой невостребованности и неокупаемости Фильма. В этой связи Сценарист соглашается, что Продюсер имеет свободу в изменении как кон-цепции Фильма в целом, так и отдельных элементов художественного, жан-рово-стилистического и смыслового решения Фильма, в том числе, его на-звания. В этой связи Сценарист не будет считать контроль Продюсера за ходом про-изводства Фильма, а также требования Продюсера по внесению в Сценарий и Фильм изменений, которые тот сочтет необходимыми, нарушением своего права на свободу творчества, иных личных неимущественных прав или не-материальных благ. А что это еще, если не наступление на свободу творчества? Нигде не говорится о том, что Продюсер будет применять волюнтаристские методы, потому, что в своей непогрешимости он уверен изначально, если выставляет такие требования априо-ри. Получается он, как Бог (в православной традиции), уже изначально уверен в греховности человека, потому и обязательно ее постоянно отмаливать даже детям. Т.е. иными словами, Продюсер – единственный человек, который хочет сделать хорошее кино. А Сценарист, как раз и есть тот самый субъект, который спит и во сне видит, как бы плохо написать историю, чтобы испортить кино. 3.4. Имеется понимание Сторонами, что Продюсер в силу переданных ему по настоящему Договору прав вправе вносить требуемые ему изменения и/или дополнения самостоятельно без обращения к Сценаристу и привлекать к участию в написании Сценария и производству Фильма любых авторов по своему усмотрению без согласования со Сценаристом. Да и кто он такой – этот Сценарист, если Продюсер и сам не лыком шит? Он и пи-сать умеет, и другим писать не давать вполне способен, должность у него такая – Продюсер. И усмотрения у него особенные, и ничего и никому он доказывать не должен даже, если у него вкус уголовника, знания многолетнего второгодника и ло-гика самца в брачный период. 4.1. Продюсер обязуется указать имя Сценариста в титрах Фильма и во всех рекламных и информационных материалах по Фильму, в которых указыва-ются имена других создателей Фильма, в соответствии с существующей в кинопроизводстве практикой. При этом имеется понимание сторонами, что Продюсер вправе выпускать рекламу с использованием привлекающего внимание рекламного лозунга без упоминания имени Сценариста. Продюсер гарантирует, что никто из создателей Фильма не будет указан в титрах шрифтом такого же или большего размера, за исключением: артистов - исполнителей главных ролей, режиссера-постановщика и Продюсера. Если кто-то понял, что именно заключено в этом положении, и каким действительно шрифтом должно быть указано имя Сценариста, - пусть возьмет пирожок с полки – заслужил! А что до рекламы, так посмотрите, как у нас рекламируются фильмы: «Продюсер представляет», «От режиссера имярек», артисты опять же. Не спорю, они составляют важнейшие элементы фильма. Только без ИСТОРИИ, которую придумает СЦЕНАРИСТ, они могут писать свои аршинные имена на любых заборах – все они интересны, только как составляющие ИСТОРИИ и не иначе. Но Сценарист должен знать свое место, в нашей недавней ГУЛАГОВСКОЙ действительно оно было у параши. Что называется: «поквакал – в тину». И сиди тихо, не высовывайся, а то вообще останешься без работы. 4.4. Сценарист предоставляет Продюсеру право на использование своего имени (творческого псевдонима), фотографий, изображений, образа и подо-бия, образца подписи, биографических данных, личностных характеристик и описаний для использования в связи с Фильмом и Сценарием, в том числе по продвижению и рекламе Фильма и Сценария, включая (но, не ограничива-ясь): для использования в рекламных плакатах, рекламных роликах, статьях, обзорах и в иных материалах по Фильму и Сценарию. Указанное право пре-доставляется Продюсеру без ограничения срока и может быть передано Продюсером третьим лицам. А ключи от квартиры, где деньги лежат, не принести на блюдечке? И где наши за-конодатели, если ТАКОЕ признается ПРАВОМ, особенно «образ и подобие» - Биб-лия отдыхает. 5.1. Сценарист настоящим передает Продюсеру исключительные права на использование Сценария и Фильма, их названий и фрагментов в любой фор-ме и любыми способами, известными сегодня и которые могут появиться в будущем, в том числе (но, не ограничиваясь): - право на воспроизведение Фильма на любых материальных носителях (с максимальным тиражом до 1.000.000 экземпляров); - право на издание и иное воспроизведение Сценария на любых материаль-ных носителях отдельно от Фильма (с максимальным тиражом до 1.000.000 экземпляров); - право на использование Сценария (в том числе в переработке) для создания Фильма, других аудиовизуальных произведений, драматических, музыкально-драматических и любых иных произведений; - право на использование созданных на основе Сценария аудиовизуальных, драматических, музыкально-драматических и иных произведений; - право на использование изобразительного ряда Фильма, его фрагмен-тов/кадров, а также фотографий независимо (отдельно) от звуковой дорожки Фильма любыми способами и в любых формах, в частности, на пластинках, пленках, дисках и графических изданиях; - право на использование Фильма для создания и использования киноромана или иного произведения литературы на основе Фильма; - право на римейк (remake), т.е. право осуществлять постановку аудиовизу-альных произведений на основе Фильма с использованием той же темы, сю-жета, персонажей, диалогов и других элементов Фильма; - право на сиквел (sequel) и приквел (prequel), т.е. право на продолжение (раз-витие) темы сюжета Фильма с использованием тех же персонажей; - право на использование элементов Фильма и Сценария (сюжета, диалогов, реплик, персонажей и т.п.) для изготовления игр, игрушек, произведений пла-стических или прикладных видов искусства или как элемента рекламы, и в более широком понятии любое использование в качестве товаров, а также обозначений товаров, работ или услуг; - право на графическое воспроизведение Фильма, в частности, в виде книж-ного и/или фотоиздания с репродукциями кадров из самого Фильма или сде-ланных в связи с постановкой Фильма, для иллюстрации текста в одной из форм публикаций и/или для реализации почтовых открыток, марок, плакатов, буклетов, наклеек и другой полиграфической продукции; - право на любое иное коммерческого и некоммерческого использование от-дельных кадров, названия, сюжетных линий, персонажей и иных элементов Фильма и Сценария. Такая вот смешная история: один – СЦЕНАРИСТ - придумывает, а другой – ПРОДЮСЕР - все, что придумал СЦЕНАРИСТ, пользует. И быть АВТОРУ всегда мышью белой. Любой художник – Композитор, Писатель, Балетмейстер, Кинорежиссер - может пользоваться плодами своего творчества при переизданиях, может завещать это право своим близким. Любой, но только не СЦЕНАРИСТ. И вот ведь интересная история, если тот же самый ПРОДЮСЕР решит купить пра-ва на роман известного писателя – даже отечественного, но сценарий будет писать другой человек, то ПИСАТЕЛЮ не только выплатят гонорар, но и за ним сохранят-ся ПРАВА на отчисления от проката. Если это будет западный писатель, - ПРОДЮСЕРУ уже предстоит раскошелиться по полной программе. Ведь в этом случае ему самому придется подписывать не простой договор на 5 страницах со СВОИМИ ПРАВАМИ, а большой том, составленный превосходными юристами и заполненный ПРАВАМИ ЗАПАДНОГО АВТОРА и ОБЯЗАННОСТЯМИ российского ПРОДЮСЕРА. Соответственно, в понятие Сценарий включается как окончательный вариант Сценария, на основе которого создана окончательная версия Фильма, так и все созданные Сценаристом варианты Сценария и изменения и/или дополнения к Сценарию. Какая замечательная политика, она же практика: Продюсер платит за одно произ-ведение, а получает их в таких количествах, которые сумеет заставить СЦЕНАРИСТА написать. И даже, если ему ничего не нужно, пойди-ка Сценарист, попробуй ненужным воспользоваться, - засудят! 5.2. Сценарист настоящим передает Продюсеру исключительные права на использование иных объектов авторского и смежных прав, созданных Сце-наристом или с его участием для Фильма (в том числе в переработанном ви-де), в любой форме и любыми способами, известными сегодня и которые могут появиться в будущем на весь срок действия таких прав. Вот НЕЛЬЗЯ по закону, нельзя включать то, чего еще нет! А какое до этого дело ПРОДЮСЕРУ? Он себя считает полноправным хозяином, и законно для него лишь то, что он сам для себя придумал. 5.3. Совокупность переданных в соответствии с настоящим Договором прав, берется в самом общем смысле и без каких бы то ни было оговорок, ограни-чений, исключений, изъятий, и никакие исключительные права на использо-вание не сохраняются за Сценаристом. При этом Сценарист соглашается не ограничивать, не запрещать и иным об-разом не препятствовать обнародованию и использованию Фильма, Сцена-рия, иных объектов авторских и смежных прав, созданных Сценаристом или с его участием. А где же все-таки ПРАВА для Сценариста? Ну, хотя бы малюсенькие? Так ведь только с преступниками обращаются. 5.4. Права по настоящему Договору передаются Продюсеру на весь срок дей-ствия авторского и смежных прав в отношении соответствующих объектов без ограничения территории. В случае, если после подписания настоящего Договора будут приняты нор-мативные акты, предусматривающие увеличение сроков охраны авторских и смежных прав, переданные Продюсеру по настоящему Договору права будут действовать в течение увеличенных в соответствии с такими актами сроков. Так-то! Только в свою пользу. А, если будут приняты иные правила, и ЗАКОН все-таки начнет и на бумаге, и на деле защищать подлинного АВТОРА – СЦЕНАРИСТА, ПРОДЮСЕРУ это и тогда сойдет с рук? 5.5. Продюсер имеет право уступать, передавать третьим лицам принадле-жащие ему в соответствии с настоящим Договором права полностью или частично или иным образом распоряжаться правами без получения согласия Сценариста и выплаты ему какого-либо дополнительного к предусмотренно-му настоящим Договором вознаграждения. Ну, это уже понятно, кто же у НЕЛЮДИ спрашивать-то будет? 5.7. Имеется понимание Сторонами, что отказ Продюсера от производства Фильма на основе Сценария не влияет на действительность предоставлен-ных по настоящему Договору прав в отношении Сценария. Нафик фильм, а СЦЕНАРИЙ – не верну! Издатели – те еще церберы, но они честнее. Купили права у ПИСАТЕЛЯ на не-сколько лет, не напечатали рукопись – и ВОЗВРАЩАЮТ. Некоторые даже выпла-чивают компенсацию за упущенную выгоду. Однако, в случае, если Продюсер не начнет производство Фильма в тече-ние трех лет с момента подписания настоящего Договора, права на Сце-нарий по взаимному соглашению сторон могут быть переданы Продюсе-ром Сценаристу за вознаграждение, размер которого будет определен сторонами дополнительно. МОГУТ БЫТЬ – это существенно. А ведь могут и не быть. И даже, если МОГУТ БЫТЬ, кто обяжет ВЕРНУТЬ ПРАВА? Да понятно, что и сумма будут соответст-вующая – грошовая. Использование Сценария и Фильма при помощи новых технологий, способами и средствами, которые могут появиться в будущем, само по себе не будет являться нарушением личных неимущественных прав Сценариста. Вот такое ПРЯМОЕ нарушение РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, которое черным по белому отрицает что-либо обозначенное под грифом «которые могут появиться в будущем». Когда подобный текст Автору Сценария предлагают подписать в первый раз, он, скорее всего даже не в состоянии понять, что именно означают все эти слова. Все затмевает сам факт того, что сценарий в обозримом будущем станет фильмом, и за это счастье еще в бухгалтерии заплатят некоторую сумму. Потом, конечно же, приходит понимание того, что в здравом рассудке и твердой памяти подписал, если не смертный приговор, то уж точно – добровольное согла-сие на многолетнее кабальное рабство. Этот с точки зрения настоящего ЗАКОНА противоправный, то есть, НИЧТОЖНЫЙ документ, что легко можно было бы доказать в любом Российском суде: вчера, се-годня и, скорее всего, завтра определяет параметры существования ВСЕХ РОССИЙСКИХ СЦЕНАРИСТОВ, ДРАМАТУРГОВ И ПИСАТЕЛЕЙ, которые пишут для кино и телевидения. По этому подлому договору нагло и беззастенчиво продюсеры, производящие и распространяющие компании «имеют АВТОРА» как хотят, где хотят и сколько хо-тят. И в этих своих «хотелках» ни в чем себе не отказывают. Так, как поступают с Авторами в России, не ведут себя даже хищники. Ужас заклю-чается в том, что бороться с этими хищниками на территории нашей РОДИНЫ бес-полезно. Нет ни одного прецедента, когда Автор попытался бы защитить свои права в суде. Оговорюсь, в последнее время, появились, только результаты не обнародованы. Зато имеется много случаев недружественного и аморального поведения в самом сообществе (которого на самом деле нет) сценаристов. Демпинг! Демпинг правит бал в среде сценаристов. Всегда найдется молодой го-лодный (или старый и забытый), для которого даже меньшая оплата – лучше, чем ничего. Никакой корпоративной этики или солидарности! Прекраснодушные разговоры в кулуарах про защиту Авторских прав естественным образом заканчивается тяжелым утренним похмельем: «А кто ПОСЛЕ ЭТОГО со мной будет иметь дело»? Защита Авторских прав для Автора несет реальную угрозу запрета на про-фессию. И заложено это в следующем документе – «СОГЛАШЕНИИ между ГИЛЬДИЕЙ ПРОДЮСЕРОВ РОССИИ и ГИЛЬДИЕЙ КИНОДРАМАТУРГОВ СК РОССИИ». Не скрою, но очень хотелось бы выяснить, при каких ОЧЕНЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ и СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ был подписан этот кабаль-ный для одной из сторон договор? Эта настоящая мина замедленного действия, в которой черным по белому закрепляется неравноправное – не партнерское – отно-шение к СЦЕНАРИСТАМ. Что это, как не желание унизить и уничтожить курицу, несущую золотые яйца? Же-лание растоптать, унизить и поставить на колени тех, без кого невозможны ни мил-лионные бюджеты фильмов, ни неподконтрольные доходы производителей и про-катчиков, ни высокомерие ЛЮБОГО мальчика на побегушках на площадке по отно-шению к Автору: «А ты кто такой? Иди отсюда, мы тут кино снимаем, не мешайся под ногами!» И это правильно!? В кино хозяин – Продюсер, автор – Режиссер, в том смысле, что зритель видит историю, придуманную СЦЕНАРИСТОМ, глазами РЕЖИССЕРА. Но дает ли это право ИМ ВСЕМ игнорировать того, на ком так безнаказанно можно от-топтаться. Ему и так платят меньше, чем мальчишкам на побегушках, зачем же еще и унижать, доводя до инфарктов? За меньшие страдания здоровьем, а иногда и жизнью расплачивались великие ре-жиссеры, а у них только сцены вырезали или картины на полку укладывали… А загубленный сценарий уже никогда не поставят в том виде, в котором он написан. И ни один самый распрекрасный СЦЕНАРИСТ не докажет, что его историю искорежили неталантливые и непрофессиональные люди. Ведь в кино, как в футболе, если победа – то заслуга режиссера (продюсера), если провал - бездарный сценарий. И… хоть кол на голове теши… Давно нет с нами замечательно сценариста Эдуарда Володарского - гордости на-шего кинематографа, но дело, им начатое и зафиксированное в этом ДОГОВОРЕ, все живет. Оно немного изменилось, но… Гильдия продюсеров России в лице президента В. Н. Досталя, с одной сторо-ны, и Гильдия кинодраматургов СК России в лице президента Э.Я. Володар-ского, с другой стороны, … в качестве первого шага в установлении контактов между профессиональ-ными гильдиями в указанной сфере заключили настоящее соглашение о сле-дующем. 1. Гильдии утверждают в качестве базового сценарного договора для ис-пользования в отношениях между членами Гильдии кинодраматургов, с од-ной стороны, и членами Гильдии продюсеров, с другой стороны, прилагае-мую к настоящему соглашению форму (приложении 1 - Базовый договор). Выше были даны выдержки и комментарии к этому Базовому договору. Мы - СЦЕНАРИСТЫ - всегда с ТАКИМИ ЗАКОНАМИ будем просто дешевой рабо-чей силой не только в Голливуде, но и в собственной стране. Есть одно предположение, скорее всего, верное: людям из Министерства Культуры и прочим государственным мужам совсем не хочется иметь дело с непредсказуе-мыми АВТОРАМИ. С продюсерами проще, ведь от АВТОРА отката не дождешься, а от ПРОДЮСЕРА – легко, ведь именно ему перепадает право распоряжаться бюджетными деньгами, которые выделены на производство фильма. Чтобы не сгущать краски напоследок могу порадовать Авторов. При заключении конкретных договоров российские продюсеры ИНОГДА идут на то, чтобы оставить за Автором право на собственное изображение и личную подпись. А еще хочется поздравить американских сценаристов с очередной победой за свои права, одержанной после трехмесячной забастовки. Так держать, ребята! Может, и за ТОГО – НАШЕГО - парня!
Разработка сайта Александр Гончаров

Создание сайта: IT GROUP Карта сайта