И Г Р Ы В Е
Ч Н О С Т И
вариации на тему круговорота воды в природе
сценарий для пластичных актеров или кукольников
Мы пришли в эту жизнь в одиночестве.
Мы живем в этой жизни в одиночестве.
Мы уйдем из этой жизни в одиночестве.
Почему, Господи? Помоги изменить...
Сначала мы - марионетки, которыми управляет судьба,
затем мы - куклы, играющие в дочки-матери и войнушку, потом мы - люди...
Люди?..
ПЕРСОНАЖИ
Отец
Мать
Муж
Жена
Сын
Любимая
Икона
Смерть
Друзья
Враги
Марионетки, куклы, кукловоды
Совершенно пустая сцена. В темноте долго звучит
узнаваемая классическая мелодия. Стихи предваряют каждую следующую часть
сценария, но они являются и частью каждой части, то есть, действие ни в коем
случае не останавливается во время их звучания. Части следуют одна за другой
без перерыва; номера внутри частей должны быть короткими.
К музыке подмешивается шум города, звяканье бутылок,
развязные разговоры, натужный смех, пьяные крики и пр. Постепенно становится
светло.
В глубине резвится компания: мужчины и женщины с
набелеными лицами танцуют кто друг с другом, кто в виде партерных кукол, кто с
марионетками.
1. СОБЛАЗНЫ
О, с каким
я трудом
Наблюдаю
земные предметы,
Весь в
тумане привычек,
Невнимательный,
суетный, злой!
Эти песни
мои -
Сколько
раз они в мире пропеты!
Где найти
мне слова
Для
возвышенной песни живой?
И куда ты
влечешь меня,
Темная
грозная муза
По великим
дорогам
Необъятной
отчизны моей...
1. Молодой
человек танцует с ружьем. Он в упоении бросается на врага. Смысл его жизни - в
уничтожении себе подобных. Он выслеживает противника, целится в него и,
поразив, вешает себе на грудь медаль. Потом он проделывает то же самое с другим
противником и снова получает медаль.
2. Другой
молодой человек бьется в рукопашном бое. Он замечательно владеет техникой какой-нибудь
восточной борьбы. За каждого поверженного врага он тоже получает медали.
3. Двое
молодых людей играют в футбол. Мимо идет красивая девушка. Они бросает вслед за
ней. Один возвращается, потирая глаз. Навстречу ему идет мужчина в голубом
костюме и манит его за собой. Молодой человек оглядывается на ушедшую парочку.
Мужчина тянет его за руку. Молодой человек сопротивляется. Мужчина показывает
деньги, и молодой человек уходит с ним.
4. Двое
кукловодов с марионетками выясняют отношения, - от темпераментно “перебивающих
друг друга марионеток” до драки этими самыми марионетками.
5.
Девушка, как завороженная идет за туфельками. Туфельки несут два толстых
старика. Девушка замечает стариков, но они кружатся вокруг нее с туфельками и
предлагают примерить. Девушка примеряет туфельки и прохаживается по сцене.
Старики требуют, чтобы она сняла туфельки. Девушка снимает туфельки и нехотя
отдает старикам. Они манят ее туфельками. Девушка прижимает туфельки, а старики
утаскивают ее, раздевая на ходу.
6. Девушка
примеривает драгоценное колье. Другая девушка подговаривает юношу и тот
отнимает у первой девушки драгоценность. Вторая девушка и юноша спорят из-за
добычи. Появляется второй юноша и, грозя пистолетом, отнимает колье.
7. Парочка
танцует томное танго. Партнер рискованно ухаживает за партнершей. Распалясь,
они начинают снимать с себя одежду и привлекать к своему танцу окружающих, -
так в общей куче оказываются люди, партерные куклы и марионетки.
8. Отец и
Мать выдираются из этой кучи, объединенные одной партерной куклой. Кукла
начинает набивать себе брюхо. Оно растет-растет и разрывается. Из ее живота
вываливается все, что “сожрала” эта обжора - медали, драгоценности, машинки,
кости и голенькая кукла.
9. Мать
бережно поднимает куклу и прижимает к себе. Отец поднимает машинку и
протягивает ее Матери. Мать опускает машинку на сцену, отодвигает все вывалившееся
и показывает куклу отцу - глазки, ручки, ножки... Отец рассматривает...
10. Толпа
пытается их вовлечь в свою оргию, но они отходят с куклой-ребенком. Толпа собирает
валяющиеся предметы и медленно удаляется.
2. ЛЮБОВЬ
Зацелована,
околдована,
С ветром в
поле когда-то повенчана,
Вся ты
словно в оковы закована,
Драгоценная
моя женщина!
Не
веселая, не печальная,
Словно с
темного неба сошедшая,
Ты и песнь
моя обручальная,
И звезда
моя сумасшедшая.
Я склонюсь
над твоими коленями,
Обниму их
с неистовой силою,
И слезами
и стихотвореньями
Обожгу
тебя, горькую, милую.
Отвори мне
лицо полуночное,
Дай войти
в эти очи тяжелые.
В эти
черные брови восточные.
В эти руки
твои полуголые.
Что
прибавится - не убавится,
Что не
сбудется - позабудется...
Отчего же
ты плачешь, красавица?
Или это
мне только чудится?
1. Отец и
Мать одни. Весь мир - только их мир. Они бережно опускают куклу и знакомятся.
Их переполняют стыд и страсть.
2. Она
убегает, он ее догоняет. Догнав, робко кладет руку на ее плечо. Она обратила
внимания, но не стала протестовать.
3. Они
играют в прятки. Она завязывает ему глаза, хлопает в ладоши и уворачивается. Он
ищет ее, находит и обнимает.
4. Он снимает повязку с глаз и дарит ей
цветок. Она благодарно принимает цветок и целует лепестки.
5. Они
замерли от грандиозного вида огромного звездного неба. Звезд много. Только
звезды и эти двое в целом мире. Они начинают считать звезды, а потом выбирают
себе по звезде. Он дарит ей зве звезды. Вот звезды соединяются в одну, и они
целуются.
6. После
поцелуя они отстраняются и танцуют каждый свой танец, потом соединяются. Вот он
хочет ее чем-то удивить, но его вывернутые карманы пусты, там только воздушные
шарики - он беден. Опустив голову, он идет прочь. Но она его догоняет и
показывает, что ей все равно. Он пытается объяснить ей, что хотел бы подарить
весь мир, но может подарить только все звезды. Она принимает его подарок. Тогда
он надувает шарики. Они - счастливые - размахивают ими. Их сердца бьются громко
и взволнованно.
7. Они
приближаются к Иконе, привязывают свои шарики к ней, пускаются на колени и
молятся. Икона их благословляет и медленно вытирают их лица - теперь перед нами
люди.
3. РОЖДЕНИЕ
И мы
стояли тоже у окна.
Была жена
в своей весеннем платье,
И мальчик
на руках ее сидел,
Весь
розовый и голый, и смеялся,
И, полный
безмятежной чистоты,
Смотрел на
небо, где сияло солнце.
А там,
внизу деревья, звери, птицы,
Большие,
сильные, мохнатые, живые
Сошлись в
кружок и на больших гитарах,
На
дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг
заиграли утреннюю песню,
Встречая
нас. И все кругом запело.
1. Отец и
Мать танцуют в неярком свете луны. Два силуэта, как один. Постепенно лунный
свет сменяется солнечным, силуэт увеличивается-увеличивается...
2. Они
размыкают руки и замирают, глядя вниз. В этот миг сцена заливается ярким
светом. Это рождение их ребенка!
3. Мать и
отец осторожно опускаются на колени и поднимают своего сына. Это маленькая
марионетка.
4. Они
рассматривают марионетку. За ниточки дергают ручки и ножки. Встают и
принимаются учить марионетку двигаться. Разводят ручки, делают первые нетвердые
шаги. Марионетка смешно учится ходить, дергать ручкой за юбку, хватать отца за
нос и тыкать в глаза пальчиками.
5. Мать
кормит сына. Он ножкой отбрасывает чашку и хохочет. Мать поднимает чашку и
снова кормит, но проказник плюется. Мать шлепает его. Отец отнимает ребенка -
неправильно воспитывает.
6. Отец
дарит сыну игрушечную машинку, показывает, как она катается по полу. Сын тащит
игрушку за ниточку по сцене, а после разбирает ее на части и плачет, что больше
нет игрушки. Отец успокаивает его и начинает подбрасывать мячик.
7. Сын
наблюдает, как Отец ловко обращается с мячом и присоединяется. Они играют
вместе в футбол. Вот мячик улетел за кулисы. Они бегут, чтобы догнать его.
8. Они
возвращаются. Сын уже не марионетка, а тростевая кукла. Мать надевает на голову сына фуражку, но он сбрасывает ее,
стоит Матери отвернуться.
9. Сын
понуро тащит портфель. Отец требует показать отметки. Сын подает ему дневник.
Отец открывает дневник и ужасается тому, что там видит. Гневно снимает ремень
и наказывает сына за плохую учебу.
4. ЖИЗНЬ
В краю
чудес, в краю живых растений,
Несовершенной
мудростью дыша,
Зачем ты
просишь новых впечатлений
И новых
бурь, пытливая душа?
Не
обольщайся призраком покоя:
Бывает
жизнь обманчива на вид.
Настанет
час, и утро роковое
Твои
мечты, сверкая ослепит.
1. Толпа
заполняет сцену. Это праздная толпа. Она завлекает сына жвачками, конфетами,
игрушками, бутылками с пивом и алкоголем.
2. Сын
тянет ручки к толпе - началась пора
соблазнов. Отец и Мать пытаются его остановить, но толпа сильнее.
3. Толпа
увлекает его за собой. Он уже с ними. Толпа его поглотила.
4. Вот сын
уже не тростевая кукла - партерная. Он почти человек, но им управляют другие.
5. Вокруг
такие же куклы, только они все разных цветов. Голубые - тянут его к себе.
Черные дают сигареты с травкой и шприцы с наркотиками. Красные предлагают
водку. Желтые девицы в рискованных платьях - себя.
6. Сын
вертится в разные стороны. Ему все хочется попробовать, во всем поучаствовать.
7. Мать и
Отец пытаются вытащить его из этой толпы, но ему так весело и хорошо, что он
прогоняет своих родителей.
8. От горя
Мать и Отец шатаются. Они ничего не понимают. Почему их сын ушел? Мать рыдает,
а Отец хватается за сердце.
9. Вот
мимо проходит сын с пьяной и орущей толпой. Он тащит вырывающуюся девицу.
Другие ему помогают.
10. Отец
застывает неподвижно, потом хватается за сердце, взмахивает руками и падает.
Мать пытается его спасти, но он умирает.
11. Мать
оплакивает Отца. Но горе слишком велико, и ее сердце тоже не выдерживает.
12.
Возвращается толпа. С шумом и смехом,
без какого-то почтения, толпа подхватывает Отца и Мать и уносит их хоронить.
13. Сын
остается один. Он смотрит вслед толпе. Потом бесцельно идет по сцене. Толпа
возвращается. Его волокут отмечать похороны, но он в ужасе отмахивает. Толпа
равнодушно уходит.
14. В
глубине сцены возникает Икона с привязанными шариками. Он медленно подходит к
Иконе, отвязывает шарики. Шарики летят вверх.
15. За
сыном наблюдает девушка. Она не может долго оставаться безучастным свидетелем и
приближается к нему. Сын плачет у нее на груди в позднем раскаянии. Девушка жалеет
его.
16. Горе
не может быть бесконечным. Молодость берет свое. Слезы уже высохли. Рядом -
прелестная девушка - любимая. Он что-то горячо доказывает ей, размахивая
руками. Она ерошит его волосы.
17. Она
убегает, он ее догоняет. Догнав, робко кладет руку на ее плечо. Она обратила
внимания, но не стала протестовать.
18. Они
играют в прятки. Она завязывает ему глаза, хлопает в ладоши и уворачивается. Он
ищет ее, находит и обнимает.
19. Он
снимает повязку с глаз и дарит ей цветок. Она благодарно принимает цветок и
целует лепестки.
20. Они
замерли от грандиозного вида огромного звездного неба. Звезд много. Только
звезды и эти двое в целом мире. Они начинают считать звезды, а потом выбирают
себе по звезде. Вот звезды соединяются в одну, и они целуются.
21. После
поцелуя они отстраняются и танцуют каждый свой танец, потом соединяются. Он
предлагает ей рцку и сердце, а еще все звезды впридачу. Она достает шарики и
предлагает ему их надуть. Он надувает шарики. Они - счастливые - размахивают
ими. Их сердца бьются громко и взволнованно.
22. Они
приближаются к Иконе, привязывают свои шарики к ней, пускаются на колени и
молятся. Икона их благословляет и медленно вытирают их лица - теперь перед нами
люди.
23. Толпа собирается вокруг. Ей надевают фату
невесты, Ему - строгий галстук. Торжественно все проходят по сцене под
свадебный марш и шумно празднуют свадьбу.
24. Они
танцуют свой танец. Толпа отступает, оставляя их одних. Они долго танцуют при
луне. Их силуэт увеличивается. Постепенно наступает день. Они расходятся и
замирают, глядя вниз. Потом опускаются и поднимают с пола маленькую марионетку
- своего ребенка.
25. Они
его рассматривают, целуют, учат разводить ручки, топать ножками, поворачивать
головку. Сначала его учит она, потом он.
26. Она
его кормит, - от шаловливой ручки летит отброшенная чашка...
27. Ножка
топчет подаренную отцом машинку... Тогда отец учит его играть в футбол. Мячик
укатывается... Они уходят за мячиком.
28.
Возвращаются. Сын - уже партерная кукла. Толпа собирается на его день рождения
с цветами, шариками, игрушками.
29.
Родители всех приглашают на праздник Они счастливы, что у них такой большой и
красивый сын. Но их никто не замечает. Все их отталкивают, а сын потешается
вместе со всеми над своими отставшими от жизни предками.
30.
Любимая девушка сына пытается его урезонить, но он отталкивает ее и бросается к
толпе.
31. Из
толпы выходит один человек. Он высокомерен и богат. Следом выходит сын и
осторожно вытаскивает его из кармана бумажник, пересчитывает деньги и забирает
их себе.
32. Мимо
проходит мужчина с девушкой. Они обнимаются, но сын отталкивает мужчину и
отнимает его подружку, целует ее и уводит за сцену.
33. Вместе
с третьим сын выезжает на автомобиле. Мужчина показывает возможности машины, а
сын выталкивает его из автомобиля и садится за руль сам. Потом затаскивает
девиц и кружит по сцене в пьяном угаре.
34. Он и
она в ужасе смотрят на собственного сына. Они пытаются понять, почему он стал
таким?
5. СМЕРТЬ
Когда на
склоне лет иссякнет жизнь моя,
И, погасив
свечу, опять отправлюсь я
В
необозримый мир туманных превращений,
Когда
миллионы новых поколений
Наполнят
этот мир сверканием чудес
И довершат
строение природы, -
Пускай мой
бедный прах покроют эти воды,
Пусть
приютит меня зеленый этот лес.
Я не умру,
мой друг. Дыханием цветов
Себя я в
этом мире обнаружу.
Многовековый
дуб мою живую душу
Корнями
обовьет, печален и суров.
В его
больших листах я дам приют уму,
Я с
помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над
тобой они из тьмы лесов повисли
И ты
причастен был к сознанью моему.
Над
головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небе
пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну
над тобой, как бледная зарница,
Как летний
дождь прольюсь, сверкая над травой.
Нет в мире
ничего прекрасней бытия.
Безмолвный
мрак могил - томление пустое.
Я жизнь
мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в
мире нет. Повсюду жизнь и я.
Не я
родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои
впервые в мир глядели, -
Я на земле
моей впервые мыслить стал,
Когда
почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда
впервые капля дождевая
Упала на
него, в лучах изнемогая.
О, я
недаром в этом мире жил!
И сладко
мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв
в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал
то, что я не довершил.
1. Отец и мать вспоминают. Они играют с сыном
- марионеткой. Сын выскальзывает из рук и падает. Они поднимают - уже тростевую
куклу, но и она - падает.
2. Мимо
проносится толпа. Она кружит родителей в своей дьявольском танце. Они не
поспевают за ней. Задыхаются. Толпа выбрасывает их и уносится прочь.
3. Они
стоят, прижавшись друг к другу. Он плачет, она гладит его по голове. Он,
схватившись за сердце, медленно опускается вдоль нее на колени.
4. Она
пытается его спасти. Веет на лицо ладонью. Потом убегает и возвращается с
сердечными каплями. Но он опускается все ниже и ниже.
5.
Красивая белая Смерть приближается к нему. Жена пытается ее не подпустить. Но
он сам идет навстречу. Втроем они танцуют общий танец.
6. Он то
приближается к жене, то к Смерти. Вот Смерть, понимая, что он колеблется,
начинает завлекать жену, и тогда он делает выбор.
7. Он
прощается с женой, и Смерть отвязывает от иконы шарик и отпускает вверх, а
потом его уводит с собой. Жена остается одна в глубокой скорби.
8.
Возвращается толпа и уводит ее с собой.
6. ПАМЯТЬ
Кто мне
откликнулся в чаще лесной?
Старый ли
дуб зашептался с сосной,
Или вдали
заскрипела рябина,
Или запела
щегла окарина,
Или
малиновка, маленький друг,
Мне на
закате ответила вдруг?
Кто мне
откликнулся в чаще лесной?
Ты ли,
которая снова весной
Вспомнила
наши прошедшие годы,
Наши
заботы и наши невзгоды,
Наши
скитанья в далеком краю, -
Ты,
опалившая душу мою?
Кто мне
откликнулся в чаще лесной?
Утром и
вечером, в холод и зной,
Вечно мне
слышится отзвук невнятный,
Словно
дыханье любви необъятной,
Ради
которой мой трепетный стих
Рвался к
тебе из ладоней моих...
1. Вдова
стоит на коленях и молится перед Иконой.
Рядом с ней молится сын. Здесь же - любимая сына.
2. Вдова
вспоминает, как родился ребенок, как его кормили и играли с ним.
3. В белых
одеждах к ней подходит муж - его дух. Он участвует в ее воспоминаниях. Он
обходит сцену. Его никто не видит. Он видит всех.
4. Сын с
бутылкой в руке развлекается, вспоминая, как топтал игрушки и подвергался отцом
порке. Любимая пытается отнять у сына бутылку, но он отбрасывает ее и
размахивает воображаемым ремнем, не в силах простить давнее детское унижение.
5. Отец
пытается извиниться и отнять у сына ремень, но он дух - ему это не под силу. Он
пробует успокоить жену и приласкать сына, но они проходят мимо.
6. Любимая
снова пытается отнять у сына бутылку и теперь ей это удается. Потом она поднимает
молящуюся вдову и показывает ей, что сын пропадает.
7. Женщины
кружатся в медленном танце, увлекая в него и сына.
7. МИФ
Как мир
меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь
именем одним я называюсь, -
На самом
деле то, что именуют мной, -
Не я один.
Нас много. Я - живой.
Чтоб кровь
моя остынуть не успела,
Я умирал
не раз. О сколько мертвых тел
Я отделил
от собственного тела!
И если б
только разум мой прозрел
И в землю
устремил пронзительное око,
Он увидал
бы там, среди могил, глубоко
Лежащего
меня. Он показал бы мне
Меня,
летящего по ветру в край незримый, -
Мой бедный
прах, когда-то так любимый.
А я все
жив! Все чище и полней
Объемлет
дух скопленье чудных тварей.
Жива
природа. Жив среди камней
И злак
живой и мертвый мой гербарий.
Звено в
звено и форма в форму. Мир
Во всей
его живой архитектуре -
Орган
поющий, море труб, клавир,
Не
умирающий ни в радости, ни в буре.
Как все
меняется! Что было раньше птицей,
Теперь
лежит написанной страницей;
Мысль
некогда была простым цветком;
Поэма
шествовала медленным быком;
А то, что
было мною, то, быть может,
Опять
растет и мир растений множит.
Вот так, с
трудом пытаясь развивать
Как бы
клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и
увидишь то, что должно называть
Бессмертием.
О, суеверья наши!
1. Вдова
отвлекает сына, заставляя вспомнить умершего, и показывает, что Он был хорош
собой, высок и прекрасен, как икона.
2. Сын
сначала отбивается от нее, но рядом любимая. И она тоже поддерживает вдову. Сын
постепенно соглашается с ними.
3.
Появляется толпа. Теперь все вместе они рассказывают толпе о том, каким был
умерший.
4. А дух
умершего наблюдает за всем этим, но ничего не может изменить.
5. Вот уже его вспоминают, как замечательного
отца, который учил сына ходить. Он сам его кормил, играл с ним в автомобильчики
и никогда не наказывал за плохие отметки.
6. Дух
умершего пытается доказать, что он был совсем иным, но у него снова ничего не
получается.
7. Вот из
толпы кто-то выбрасывает футбольный мяч. Вдова поднимает мяч и прижимает его к
груди. Любимая подходит к ней и обнимает ее. Из толпы кто-то протягивает девушке
шарики.
8. Любимая
берет шарики и отдает их сыну. Он надувает их и привязывает к иконе. Теперь там
три шарика.
9. Любимая
подходит к сыну и вытирает свое и его лицо,
теперь они - люди. В толпе надувают шарики.
10. Мать
бросает мяч в толпу. Из толпы его бросают на сцену. Мать ногой подкидывает мяч
сыну. Он нерешительно обводит его вокруг себя. Толпа кричит! И тогда сын
бросает мяч любимой.
11. Мать,
сын и Любимая играют в футбол. Толпа за них “болеет”.
12. Дух в
белых одеждах тоже пытается играть с ними, но он - видение, и они отталкивают
его и, обращаясь к иконе, играют сами...
8. ИГРА
Не
позволяй душе лениться!
Чтоб воду
в ступе не толочь,
Душа
обязана трудиться
И день и
ночь, и день и ночь!
Гони ее от
дома к дому,
Тащи с
этапа на этап,
По
пустырю, по бурелому,
Через
сугроб, через ухаб!
Не
разрешай ей спать в постели
При свете
утренней звезды,
Держи
лентяйку в черном теле
И не
снимай с нее узды!
Коль дать
ей вздумаешь поблажку,
Освобождая
от забот,
Она последнюю
рубашку
С тебя
безжалостно сорвет.
А ты
хватай ее за плечи,
Учи и
мучай дотемна,
Чтоб жить
с тобой по-человечьи
Училась
заново она.
Она рабыня
и царица,
Она
работница и дочь,
Она
обязана трудиться
И день и
ночь, и день и ночь!
1. Дух
выводит из-за кулис марионетку. Мать, сын и Любимая перестают играть в футбол.
Толпа тоже успокоилась. Теперь все видят дух умершего. Он проходит мимо людей
из толпы. Тот, мимо кого, он уже прошел, стирает со своего лица краску и
становится человеком.
2. Сын и
любимая протягивают ему отцу-духу шарик. Он его надувает и вместе с о своей
женой прикрепляет его на икону. Теперь там четыре шарика - жены, сына, любимой
и еще нерожденного ребенка.
3. Вдова
подносит мяч к марионетке. Марионетка бьет по мячу и тот летит к сыну и его
любимой...
В сценарии использованы стихи Николая Заболоцкого.
Для музыкального сопровождения лучше использовать классическую музыку -
одно-три произведения - как в классическом исполнении, так в виде современных
обработок или уже существующих аранжировках. В зависимости от эпизодов,
звучание музыки должно меняться - обработка мелодии будет приобретать
современные ритмы и акценты, необходимые для того, чтобы подчеркнуть изменение
внутреннего состояния персонажей.
20-23
апреля 2000 года